Привет!
Меня зовут Евгений Виноградов. Я на протяжении 30-ти лет занимаюсь изучением природы звука тяжелой металлической гитары. А последние 19 лет записываю и свожу группы тяжелых стилей на ДАЙрекордз (www.dayrecords.ru). Я сегодня хотел бы поделиться накопленным опытом и рассказать, как улучшить звучание твоей гитары на базе того, что есть. Я хочу обратить внимание на самые частые ошибки, как начинающих, так и профессиональных музыкантов. Расскажу, как, не выходя из дома, заполучить дорожки тяжелой гитары (и не только тяжелой) самого высокого уровня для твоего микса.

1. PRO гитару:

Марка и модель гитары должна соответствовать выбранному тобой стилю звучания, а именно, если твоя группа играет музыку стилистически похожую на Megadeth, лучше использовать гитару фирмы Jackson. Если в стиле AC\DC, то подойдет Gibson SG и т.д.Чаще бывает так: ты хочешь записать рифы в стиле Metallica и используешь Fender Telecaster. Это сделать можно, но результат, скорее всего, будет плачевным, т.е. гитару надо выбирать не по внешнему виду («Мне стрелки не нравятся, я куплю себе паука, как у……»), а исключительно по ее звучанию. Если попробовать несколько десятков гитар не представляется возможным, а звука хочется, начни с того инструмента, на котором играет твой кумир. Благо, что информации предостаточно. Да и купить в наше время можно практически любой инструмент. Для своей основной студийной гитары я в свое время выбрал схему Джеймса Хетфилда. Gibson Flying V 1993 - EMG Pick Ups (81 Bridge, 60 Neck).

Звукосниматель тоже должен соответствовать. И если сама гитара не очень хорошего качества (300-1000 у.е.), то звукосниматель должен быть правильным ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Качество изготовления инструментов (дерево, фурнитура, конструкция), струны и то, как они настроены и интонированы – всё это непосредственно влияет на звук. Знайте, что некоторые современные гитары (как например модели начального уровня от Ibanez), при игре ритмом дают звук, весьма далёкий от идеала. Дешёвая древесина, используемая для изготовления тела инструмента, приводит к тому, что низкие частоты теряют свою чёткость. Очень часто гитары в этом жанре перестроены вниз, как минимум, на два тона, и очевидно, что такой недостаток негативно затрагивает исполнение и интонацию. Удивительно, какое количество музыкантов не обращает на это внимание и не делает соответствующую настройку своих инструментов (или не использует струны соответствующей толщины). Отказ сделать это приводит к проблемам с удержанием строя, к раздражающему гудению и к «низкосортному» общему тону инструмента. Само собой, об этом следует позаботиться ещё до того, как Вы войдёте в студию.

2. PRO машинки:

При записи рифов в тяжелой музыке, инструменты с качалками (тремоло) различных конструкций обычно не используют. Основная причина: любая качалка крадет звук, т.е. в силу своей конструкции любая машинка практически висит в воздухе, и струны не жестко контактируют с декой гитары, из – за чего не полностью отдают свою энергию дереву, а дерево – съемнику (рис.1).
Если у тебя, в силу понятных причин, пока только одна гитара и та с качалкой, улучшить ситуацию можно двумя способами:
1. Дешевый: вставить деревянную прокладку из твердой породы дерева между качалкой и декой с внутренней стороны гитары (там, где пружины) (фото 1).
2. Дорогой: купить (примерно 70 у.е.) и поставить спец. фиксатор ТРЕМОЛО-НО (фото 2, фото 3). Он также ставиться с внутренней стороны, и имеет несколько вариантов настроек, в том числе и может закрепить машинку намертво. В результате улучшается общее звучание, увеличится сустейн, и гитара будет меньше расстраиваться и лучше строить.

3. PRO выбор струн:

Когда ты собрался на запись, на струнах экономить нельзя. Струны должны быть качественными. Толщина струн обязательно должна соответствовать длине мензуры твоей гитары и строю твоей песни. Чем меньше мензура и при этом ниже строй, тем струны должны быть толще. И общее правило, чем толще струны, тем звук будет богаче, ровнее и мощнее. Будет меньше заметно моментальное завышение тона при ударе (атаке) по струне. Оптимальная толщина 6-ой струны для мензуры аналогичной мензуре гитары Gibson в строе МИ: 0.52. Опускаешь строй в РЕ: лучше поставить – 0.54 и т.д. Ну и конечно, если после какого- то времени струны потеряли часть своего звука, то их лучше поменять. Этот момент может случиться и через час после начала сессии, а может хватит на пару дней… За этим аспектом надо следить. (Чаще мой руки=)))).

4. PRO натяжение струн:

Если твоя гитара оснащена прищепкой (топ-лок) на грифе (фото 4), то абсолютно не важно, как наматывать струны на колок. Если же прищепки нет, то количество витков струны вокруг колка должно быть минимальным (1-2 витка). При этом очень важно, чтобы последний обязательно касался-опирался о тело колка, а не на предыдущий виток струны (фото 5). Это повлияет на качество звука, и при этом гитара будет меньше расстраиваться во время записи. Болтающиеся концы струн надо обязательно обрезать кусачками, в не зависимости, есть прищепка или нет.

5. PRO высоту постановки струн:

Чем выше струны от ладов, тем меньше они бьются о гриф. Тем звук чище и полнее. Но здесь надо не переусердствовать, если задрать слишком сильно, то возможно возникнут проблемы с настройкой мензуры (фото 6).

6. PRO высоту установки звукоснимателя:

Установить съемник надо как можно ближе к струнам и как можно параллельнее. Если он установлен не ровно, то это примерно одно и то же, что поставить на автомобиль колеса разного диаметра. Машина, безусловно, поедет, но максимальных возможностей, что она может выдать в принципе, она не покажет. Странно, но в магазинах висят инструменты, в основном, с этим недостатком (фото 7). Установить звукосниматель параллельно струнам поможет кусочек поролона (фото 8, фото 9). Так же профессиональные открытые хамбакеры имеют выкручивающиеся сердечники магнитов (фото 10). Если силы звука от какой то струны меньше, чем от других, следует выкрутить сердечник под этой струной до такой степени, пока звучание не сбалансируется. Если на чистом звуке ты услышишь клипирование при сильных ударах по струне, не спеши съемник опускать. Для записи чистого звучания в линию, это, конечно, недопустимо. Но когда ты готовишь дорожки для РЕАМПИНГА (прочтешь ниже), то это не проблема. Но, к сожалению, это неоднозначный вопрос. Надо смотреть-слушать индивидуально.
Лично мои инструменты, подготовленные для записи рифов, имеют это клипирование.

7. PRO настройку гитары:

Настроить тон струны – это вроде бы все более или менее научились, но…… Почему-то все напрочь забывают про мензуру. То, что ее настраивать надо, знают все. Как, то же все знают. Но почему-то на протяжении всего времени моей студийной практики я слышу от всех одно и то же: «У меня мензура настроена! Можно не проверять! Я эту гитару Мастеру отдавал полгода назад. Он мне все настроил. И всего за….» Это великое заблуждение. Мензуру надо настраивать-проверять каждый раз, когда устанавливаешь новые струны. Если ты всегда используешь струны одного и того же производителя и одного и того же калибра, все равно ЭТО надо делать обязательно. Ну и совсем ШОК практически для всех: проиграв на свежих струнах 1-2 часа, необходимо проверять мензуру. Не всегда, но бывает ее надо подстроить. После того, как гитара настроена по полной программе, я советую место струн между колками и порожком заклеить кусочком эластичной изоленты (фото 11). Достаточно едва прикоснуться липкой стороной ленты до струн и обхватить гриф с двух сторон. Ни в коем случае не допусти даже малейшего давления на струны.

8. PRO выбор медиатора:

Основная масса гитаристов считает, что медиатор выбирают по одному критерию: удобно или неудобно им играть. Это еще одно заблуждение. Существует множество видов медиаторов, разнящихся по форме, материалу и толщине. Бывают даже металлические. Они все дают разное звучание. И металлический он не потому, чтобы не стачиваться, а потому, что отметаллического медиатора специфический звук. Профи всегда имеют с собой до 20 медиаторов разных калибров (фото 12). И порой медиатор выбирается свой не только для определенного стиля игры (тяжелый риф, соло, акустический чес или перебор и т.д.), но бывает, что и отдельные ноты в отдельном рифе или соло плохо звучат одним медиатором и хорошо – другим. По моему опыту, 0.52 струны на мензуре а-ля Гибсон в строе МИ звучат полноценнее всего с медиатором толщиной 0,88 мм. У ведущих мировых производителей такие медиаторы имеют зеленый цвет и среднюю величину каплеобразной формы (фото 12a).

9. PRO звукоизвлечение:

Это то, чему в нашей стране не учат нигде( как жалуются профи, закончившие муз.обуч.заведения). А это самый главный момент на пути к качественному звуку.

Итак, гитара твоя абсолютно правильная во всех отношениях. Правильно настроена и т.д. Ты берешь аккорд, квинту или кварту, на неважно каком ладу, и все вроде строит,… или нет, непонятно. Но звучит как- то не так, как-то грязно, не как у фирмы. Три самых часто встречающихся ошибки:

1. Ты незаметно для себя на дэцл подтягиваешь одну из струн (почти незаметно на глаз) зато сразу заметно на слух. Возникает нестройняк, и как следствие, грязь (фото 13).

2. Ты слишком сильно вжимаешь струну или струны в гриф (в лады). При таком сильном вжатии струны так же подтягиваются с тем же эффектом (фото 14).

3. Редкий случай: Ты вжимаешь струну правильно, ничего не подтягиваешь, но из-за немеренной силушки молодетской и уверенности в том, что ты записываешь ТЯЖЕЛЫЙ МЯТАЛ!!! Сгибаешь гриф, потянув его на себя. Во всем нужна мера. Гитара крайне капризный инструмент. Особенно цельноствольные. С зажатием отдельных целых аккордов вроде разобрались.

Теперь, чтоб риф в целом звучал правильно, нужно вразумить одну фундаментальную вещь, касающуюся вообще всех струнных инструментов, в том числе и гитары: когда звучит аккорд или одна нота, ни одна другая струна или струны не должны находиться в возбужденном состоянии. Даже в самом мизерном отношении. Если гитара не подключена к усилителю, то этот аспект почти вообще никак не заметен. А на подключенном, почему то мало кто обращает на это внимание. Если по партитуре звук ноты не должен больше продолжаться, то он должен быть заглушен любыми средствами, левой, правой или обеими руками одновременно. Особое внимание надо обратить на те струны, которые вообще не участвуют в «возне» на протяжении всей песни или отдельной репризы, которую ты решил записать отдельно. Обычно при записи в студии такие струны залепляются изолентой или затыкаются ватными дисками (фото 15, фото 15a, фото 16). Быстрый способ – завязать вокруг грифа тряпку-бандану в том месте, нижекоторого (по тону) ты не играешь (фото 17). Не сильно. Достаточно только прикоснуться к струнам, чтоб только их не подтянуть. Так же можно воспользоваться мягкой тряпочной резинкой для волос (фото 17a). Чтоб ты нагляднее представил, о чем я говорю: Вспомни строение пианино или концертного рояля. Если звучит одна нота или аккорд, то при этом все остальные струны заглушены спец. заглушками – демфирами (фото 18). На почти всех остальных струнных инструментах эту наиважнейшую задачу придется выполнять вручную. Поэтому совет - чаще репетируй на звуке с учетом этих замечаний.

И теперь самое главное - сила и хлесткость удара медиатором по струне, степени и месте зажатия струн правой рукой. Важно правильно выбрать место прижатия. Слишком близко к машинке дает более открытый песочный звук. Ближе к съемнику - более сухой и четкий звук. Что-то между тем и тем - самый мощный и сбалансированный звук. Все эти виды прижатия правильные и могут варьироваться в зависимости от самого рифа. Единственное, чего нельзя допускать - глушить струны слишком близко к звукоснимателю, в погоней за ультракоротким звуком. В этом случае струна начнет высить. А это недопустимо (если это не спец. эффект). Так же нельзя допускать слишком сильного вжатия струн правой рукой. Это может привести так же к завышению строя. И я снова повторюсь, речь идет о мизерных косячках, с первого взгляда неважных и почти не слышных на слух когда слушаешь одну гитару. Вылезает все в основном на сведение, когда то тут - то там эти мизеры дают грязь, и в целом звук становится вялым, не качающим и т.д. для слушателя – просто плохим. При правильном прижатии низкая составляющая звука становится более убедительной сама собой. Как следствие - отпадает необходимость вкручивать низ на усилителе. Если у тебя плохое звукоизвлечение, звук вялый и безжизненный (я такую игру называю – ковырялово), то, подымая низ на комбике, ты еще больше усугубляешь проблему. Звук мощней от этого не станет, а, напротив, превратится еще в большую кашу.

Так же важно правильно выбрать угол поворота медиатора к плоскости струны. Чем параллельнее, тем больше тона-мощности и меньше скрежета. И наоборот. Каждый риф требует своего решения. И об этом надо знать и всегда помнить.

И еще раз!!!: Колоссально важную роль имеет правильное звукоизвлечение. Яркую аналогию можно провести с игрой на скрипке: всем же много раз приходилось слышать как противно «скрипит» скрипка в руках начинающего скрипача, (см. к-ф Кин Дза Дза) даже если тот играет элементарную гамму. И напротив: скрипка начинает петь, «рыдать навзрыд» в руках Маэстро. С гитарой все то же самое. Если в твоих руках инструмент не поет, проблема почти всегда в звукоизвлечении, а не в примочке или усилителе, как многие считают. Звук в большинстве случаев приходиться выбивать, высекать, и при этом уровень драйва на примочке или гейна на усилителе, лучше уменьшить, а не наоборот. Тем самым улучшится разборчивость нот в твоем рифе. Здесь нужно будет выложиться полностью. Ты не представляешь, насколько малый гейн используют настоящие профессионалы, чтобы вытащить весь этот кранч из своих усилителей. Фактически весь этот драйв находится у них в руках. В том, как они обращаются с инструментом.

10. PRO ровность игры:

Следующий важнейший аспект, без чего любой риф не будет правильно звучать – это ритмическая и динамическая ровность игры. Пойми одну вещь: при игре 16-ми, 8-ми… нотами, только сверху или попеременным штрихом, всегда надо помнить, что ровность удара медиатором должна быть абсолютной!!!

Звучит неправдоподобно. Но как ни странно, у профи это всегда так. От этого и происходит этот безудержный драйв и мощь звука. Чего обычно не услышишь от начинающих.

Мысль проста - если ты работаешь медиатором абсолютно ровно, как ритмически, так и по силе удара, то ты добавляешь энергии в каждый предыдущий удар, поддерживая постоянный напор, постоянный драйв (схоже с драйвовой ездой на велосипеде). Если правильно поймать это движение, этот драйв рифа, то каждый ровный удар будет добавлять энергию в уже имеющуюся. И тем самым драйв не спадет, а останется на протяжении всего рифа. И тебе будет достаточно поймать темп песни с начального отсчета, что б потом не обращать на метроном особого внимания, а просто чувствовать его гипотетически и при этом отыграть все песню от начала до конца. Если же ты вылетаешь из ритма или бьешь по струне с разной силой, хотя бы на самый мизер, то получается, что ты вставляешь палки сам себе в колеса. Темп начинает хромать. Драйв превращается в кашу. И если одну гитару отдельно ( в соло) слушать еще можно, то в миксе она будет только создавать жужжание. И субъективно будет оцениваться как плохой звук. Здесь один совет: многочасовые ежедневные репетиции, желательно на звуке. До тех пор пока твой риф не зазвучит правильно. А когда он все-таки зазвучит, не сомневайся, ты первый обратишь на это внимание.

Лирическое отступление, когда мне было 15 лет, и я только- только купил себе первую гитару (1986г.) мне какой то дебил напиздил, что мой кумир (В.Гаина) занимается на инструменте ежедневно по 8 часов. Я был еще большим дебилом и поэтому поверил. И занимался. Каждый день по 8 часов. Сначала дома. А потом с группой. Каждую ночь с 22.00 до 06.00 на протяжении нескольких лет. Конечно, это безумие. Скорее всего, можно и не репетировать вовсе и при этом играть, как полагается. Не знаю. Я просто делюсь своим опытом. Простите. Разнервничался…=))).

Ну и без идеальной техники тебе не записать качественный качевый дабл-трэк. На этом этапе, как правило, возникает вопрос: «А можно два раза не играть, а просто скопировать сигнал в противоположный канал?» Подумай умом, что будет, если в левом и правом канале одно и то же? Правильно: МОНО. Это теория. Если чуть сместить один канал и чуть по-другому обработать, это будет гитара с пространственной обработкой. Тоже теория. Мораль: надо играть 2 раза. Лучше на одной и той же гитаре с одними и теми же настройками и одним и тем же человеком. Не устаю делать оговорку - речь идет о самых тяжелых стилях из тяжелого жанра. Безусловно, можно в дабл-трэк записать разные инструменты, разными людьми и т.д. Но тогда Айрон Майден получится. Это тоже хорошо, но про эту технику записи я расскажу в другой статье. Ну и если все сделано правильно, но ровности в дабл-трэке будет недостаточно, то по законам психоакустики, слушатель будет слышать больше ту гитару, которая будет записана чуть вперед. Ту, которая отстает – будет слушать меньше. Тенденция эта на минимальном промежутке времени будет хаотично меняться. Что получаем: микс потеряет часть энергии. Будет болтаться по панораме и как следствие, субъективно, плохой звук! А допустить мы это не имеем права, блядь!!!

11. PRO запись:

Это о том, о чем написано множество статей! Я вдаваться в подробности не буду. Общепринятая схема: гитара – усилитель – кабинет - микрофон. Это пока единственная схема записи качественного гитарного звука. Все остальное – альтернатива. Но как поступить, если у тебя кроме гитары и процессора (примочки) дома больше ничего нет. А звука хочется! Техника элементарная:

На прямую в звуковую карты гитару включать для записи нельзя никогда. ( не…. Можно, но лучше так не делать) Включать нужно через DIRECT BOX (примерно 100 у.е.) (фото 19). Он согласует входные и выходные сопротивления гитары и звуковой карты. И самое главное, на выходе этой штуки ты получаешь два абсолютно одинаковых сигнала (сбалансированный и несбалансированный), копии того, что у тебя выходит с гитары. Сбалансированный сигнал включаешь в карту. А несбалансированный в свой дивайс (примочку, комбик, процессор). Все соединительные кабели обязательно должны быть если не новыми, то обязательно свежими. Обязательно инструментальные и лучше дорогие, паяные на заводе (лучше в США), а не твоим другом-мастером с золотыми руками. Длина этих шнуров должна быть минимально возможная. И если после ди-бокса это не слишком важный аспект, то шнур от гитары до ди-бокса или до усилителя должен быть длиной не больше метра. Это важно.

Записываешь с ди-бокса два сигнала параллельно. Монтируешь. На стадии монтажа одно замечание: чем меньше склеек в твоем рифе, тем живости - драйвовасти будет больше. К сожалению, записать целиком 3-6 минутную песню способны только люди старой, докомпьютерной эпохи. За исключением единиц. И звучать эти цельные рифы будут в разы мощнее и драйвовей. Это очень слышно в общем звучании…… Что получаем на выходе: обычный твой домашний звук с твоего дивайса (но с учетом всех моих замечаний. Он уже зазвучит по-новому, чище, мощнее и благороднее. Вот посмотришь.) А второе – это чистый сигнал со съемника. Вот ЭТО ценное приобретение!!! Вот тут и начинается Магия Искусства, бля!!! В чем смысл: во всем мире уже давно практикуется такая фишка как РЕАМПИНГ (читать), т.е. ты грамотно записываешь гитару дома, а потом этот чистый звук со съемника пересылаешь на любую студию в мире, которая оказывает эту услугу (почти все), где записывали альбомы твои кумиры. Студийные профи прогонят твои дорожки через свои супер-пупер усилители, через правильные кабинеты, снимут правильными микрофонами. При этом, в правильных помещениях. После чего ты получишь, не выходя из дома, супер звучащие дорожки за приемлемый прайс. Если заграницу не брать, то ты можешь посетить с этими дорожками любую студию в твоем городе, где есть правильное оборудование и правильные люди, и за несколько часов «записать» себе гитары для всего альбома. С минимальными потерями для своего кошелька.

И еще - если у тебя дома имеется комбик или голова с линейным выходом с предусилителя, то можно записать и этот сигнал. Впоследствии при сведении можно воспользоваться технологией RE-CABINETS посредством плагина SIR2. При грамотном использовании можно получить приемлемый результат.

P.S.
Ну и пожалуйста, человек, я ща к тебе обращаюсь не официально….., пожалуйста, не прекращай заниматься музыкой. Ищи, находи, борись и завоевывай!!! Ибо, если ты перестанешь ЭТИМ заниматься, то у меня, у дилеров муз. оборудования, у прокатных компаний и т.д. не будет достаточных средств к существованию. И вымрут они…. Прежде чем завязывать с музыкой, подумай о ближнем, СВОЛОЧЬ!!!


Вопросы, возникшие после прочтения материала, задавайте по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Тема (обязательно): СТУДИЯ
Ответы на часто повторяющиеся вопросы будут помещены в закладку ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ. Возможно, что некоторые из них станут темой будущих статей.